Классный час на тему космос 4 класс
«День космонавтики».
Слушатель курсов по программе
«Образование и общество.
Актуальные проблемы
психологии и педагогики»
Воспитатель ГПД МОУ
«Гимназия № 9" г. Электросталь
Лапшина Ирина Валентиновна.
Руководитель: доцент, к.пед. наук
Дружинина Н. Н.
План.
1. Вступление.
- Тематические классные часы, праздники – одна из форм воспитательной работы с детьми.
- Цели и задачи классного часа на тему «День космонавтики» в начальной школе.
2. Главная часть.
- Эмоциональный настрой детей.
- Словесная разминка.
- Почему 12 апреля отмечают День космонавтики?
- Рассматривание иллюстраций, видеофрагментов о старте
космического корабля «Восток» с Ю.Гагариным.
- Рассказы детей о детстве Ю.Гагарина, о его учёбе, о мечте,
о семье.
- Подбор слов-определений «Какой был Гагарин?»
- Рассматривание плаката «Улыбка Гагарина».
- Просмотр видеофрагментов «Первый отряд космонавтов».
- Физкультминутка.
- О главном Конструкторе – Королёве С.П.
- О космической станции «Мир», о работе космонавтов в космосе.
- Планеты Солнечной системы.
- Отгадывание кроссворда «День космонавтики».
3. Заключение.
- Итог занятия. Рефлексия.
- Песня А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова
«Знаете, каким он парнем был!».
- Анализ проведённого мероприятия.
Вступление.
Тематические классные часы, школьные праздники – одна из форм воспитательной работы с детьми. «Праздник есть художественная организация общественной жизни, в которой всё концентрированно, всё сжато, всё приобрело эффективную волнующую форму». (А.В.Луначарский).
Праздники играют важную роль в воспитании детей. Каждый праздник ценен его глубоким содержанием, идейно-нравственной направленностью. Правильно подготовленный и проведённый праздник обладает большими возможностями формирования коллектива, воспитания у каждого его участника активного отношения к окружающей действительности, развития индивидуальных способностей детей.
Тематические классные часы, праздники, утренники – лишь часть многогранной работы с детьми, и учитель, воспитатель, планируя их проведение, должны умело включать их в систему воспитательного процесса в начальных классах. Относиться к этой форме работы надо творчески, с учётом интересов и возрастных особенностей ребят организовывать их на совместную коллективную деятельность, развивая смекалку, инициативу. Проводить эти воспитательные мероприятия так, чтобы они сообщали детям что-то новое. Каждое проведённое воспитательское мероприятие – это результат большого труда.
При составлении плана работы каждый воспитатель заранее планирует проведение утренников, праздников, классных часов, викторин.
Работа по подготовке и проведению праздников делится на ряд этапов.
Первый этап – выбор темы праздника. Он определяется всей системой работы, возрастными и специфическими особенностями данного коллектива, уровнем его воспитанности, подготовленностью детей к выполнению заданий, возможностью разумного сочетания тем и тем, рождённых сегодняшним днём общественной и политической жизни страны. Выбор темы сопровождается определением цели праздника.
Следующий этап – организация подготовительной работы к празднику.
Беседа-старт должна заинтересовать ребят предстоящей работой, включить их в практическую деятельность. Организовать подбор и рассматривание иллюстраций, чтение и обсуждение статей, рассказов, стихов. Особенного внимания воспитателя, знания
психологических особенностей требуют индивидуальные задания. Такие задания должны не возвеличивать уже признанных лидеров, а помочь обрести уверенность, завоевать уважение тем детям, которым трудно даётся учёба и кто в коллективе чувствует себя неуверенно. Индивидуальные задания используются и для вовлечения в работу трудных, неконтактных детей.
Коллективная деятельность по подготовке к празднику способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми. Дети видят, что коллективные усилия приносят большие плоды, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех, ждут результатов труда.
Важная и трудоёмкая часть подготовки к празднику – разработка сценария. В сценарии в строгой последовательности излагается то, что будет происходить на празднике: фрагменты, раскрывающие тему, авторские переходы от одной части праздника к другой, приёмы активизации участников (конкурсы, игры, загадки, проблемные ситуации и т.д.), оформление и оборудование праздника. Определить использование педагогических технологий, продумать применение технических средств.
В сценарии важно не только дать материал, соответствующий теме, но и ярко подчеркнуть идею праздника. Тема и идея праздника – это не одно то же. Тема обычно известна детям либо задолго до праздника, либо в самом его начале, а идея – это тот вывод, к которому должны прийти участники праздника. Например, тема праздника – «Человек трудом велик», а идея – «Чтобы трудиться, надобно учиться».
К празднику тщательно подбирается литературно-художественный материал и разрабатывается композиция (ход, последовательность).
В сценарии должны быть чёткое начало, основная часть и финал. Завязка праздника – важное условие его успеха. Это может быть мажорная песня, поэтическая заставка, появление какого-то персонажа. Прекрасным организующим началом является музыка.
В подготовке и проведении праздника нет мелочей. И от второстепенных на первый взгляд факторов – оборудования и оформления – во многом зависят успех или неудача дела. На время проведения праздника надо постараться оформить класс, доску согласно теме. Это могут быть стенды, портреты, плакаты, разный иллюстративный материал, рисунки, поделки, макеты, цветы, шары.
У ребят могут быть костюмы, разные атрибуты, эмблемы. Если возможно, привлечь родителей к подготовке праздника и пригласить их в качестве гостей на праздник.
Как видим, подготовка к празднику, к тематическому классному часу – большая и серьёзная работа ответственного за праздник и детей класса. От качества её зависит ход праздника, его эмоциональное воздействие на детей.
После праздника надо дать детям возможность обменяться мнениями, высказать, передать свои чувства. Такие обсуждения проводятся после каждого праздника. Если праздник прошёл удачно, дети высказываются с особым желанием, отстаивают свою точку зрения. Вопросы, предлагаемые воспитателем для обсуждения, зависят от темы и хода праздника.
Вот некоторые из них:
- Хотелось бы вам побывать ещё раз на таком празднике?
- Что вам больше всего понравилось на празднике, а что не понравилось? Почему?
- Кто из ребят хорошо выступал (рассказывал)?
- Что вы узнали нового, интересного?
- Какие вопросы вы бы хотели задать по теме праздника?
- Какими своими интересными фактами вы бы смогли поделиться с ребятами?
Можно предложить ребятам домашнее творческое задание: придумать и нарисовать эмблему праздника. Затем жюри класса отбирает лучшие. Как это сделать торжественней, подскажет фантазия организатора праздника.
Классный час на тему «День космонавтики»
(для учащихся начальной школы).
Цели и задачи:
знать знаменательную дату – День космонавтики;
формирование элементарного представления об освоении космического пространства человеком; расширение кругозора детей;
познакомить с жизнью Ю.А. Гагарина, дать сведения о первом в мире лётчике-космонавте, о его полёте на космическом корабле «Восток», о первом отряде космонавтов;
расширение и обогащение словаря по теме, развитие воображения и эмоций, логического мышления, устной связной речи; поддерживать стремление участвовать в диалоге;
формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры; способствовать развитию любознательности, рождению мечты;
воспитание чувства гордости за российских космонавтов, за свою Родину.
Оборудование: портреты Ю.А.Гагарина, космонавтов из первого отряда, В.В.Терешковой; иллюстрации по теме, модель ракеты, глобус, плакат «Улыбка Гагарина», запись
песен О. Фельцмана на стихи В. Войновича «Четырнадцать минут до старта» и А.Н.Пахмутовой на слова
Н.Добронравова «Знаете, каким он парнем был!».
Предварительная работа: подборка и рассматривание иллюстраций, вырезок из газет, журналов на космическую тему, чтение отрывков из биографии Ю.А. Гагарина,
разучивание стихотворений, подготовка презентации (видеофрагментов) по теме, рисунков.
Главная часть.
Звучит песня «Четырнадцать минут до старта».
(Музыка О. Фельцмана).
Ведущая. - Добрый день! Ребята, кому посвящена эта песня? (Космонавтам).
- Какую знаменательную дату отмечает наша страна в апреле?
(12 апреля – День космонавтики).
Сегодня наш классный час посвящается этому празднику.
- Мне приятно видеть ваши добрые и внимательные глаза. Сегодня нам предстоит интересный разговор. Я желаю нам всем хорошего настроения и удачи. Давайте подарим друг другу улыбки и поговорим об этом замечательном празднике.
Словесная разминка.
- Какие слова вы знаете на тему «День космонавтики»?
Дети называют:
небо, звёзды, Солнце, ракета, космос, Луна, космонавт, полёт, спутник, космический корабль, Гагарин, планета Земля, парашют, скафандр, космодром и другие.....
- Ребята, почему именно 12 апреля отмечают «День космонавтики»?
Ученик. В весенний день 12 апреля 1961 года впервые в мире совершил полёт в космос советский лётчик Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор 12 апреля отмечают праздник «День космонавтики».
(Рассматривают плакат с портретом Ю.А.Гагарина и читают текст.)
Ведущий. Это было 52 года тому назад. На космическом корабле «Восток» Юрий Гагарин облетел вокруг Земли один раз за 108 минут и вернулся на Землю.
108 минут. – Сколько это часов и минут?
1час 48 минут был Гагарин в полёте.
(Рассматривают глобус– модель земного шара– показывают 1 оборот)
- Ребята, Гагарин первый увидел из космоса, что Земля круглая, имеет форму шара.
Кто же такой Ю.Гагарин? Какое было детство у Юры? Расскажите.
Ученица. Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в Смоленской области, в деревне Клушино, недалеко от города Гжатска. Теперь город Гжатск называется Гагарин.
Юра любил с мальчишками играть в футбол, лазил по деревьям, ловил рыбу.
Ученица. Юре было 7 лет, когда началась война. В деревню вошли фашисты. Они жгли дома, убивали людей. Было страшно. Юра ненавидел фашистов.
Ученик. Вот настал день освобождения. Пришли советские солдаты и прогнали фашистов. Юра пошёл в первый класс. Учиться было трудно: было мало книг, не было тетрадей, писали на старых газетах. В школе было холодно. Дети были голодные.
Вед. Как учился Юра?
Ученица. Юра учился хорошо, получал пятёрки. Он любил много читать. Юра не говорил слов «не буду», «не хочу». Он был старательный и трудолюбивый.
Вед. Какая семья была у Юры?
Ученица. Семья Гагариных была простая, деревенская. Не было богатых родителей. Мама и папа работали. У Юры было два брата и одна сестра. Юра хотел помогать взрослым и рано пошёл работать на завод.
Вед. Какая мечта была у Юры?
Ученица. Юра мечтал быть лётчиком, хотел летать на самолётах. Он начал ходить в аэроклуб, занимался спортом, много тренировался, прыгал с парашютом, потом научился летать на разных самолётах.
Ведущий. Ребята, Юрий Гагарин, простой деревенский мальчик, в детстве мечтал быть лётчиком и стал отважным лётчиком высшего класса, а потом полетел в космос, совершил беспримерный подвиг и стал первым в мире космонавтом. Ему было 27лет.
- Подумайте, подберите слова, какой был Гагарин?
Дети подбирают слова-определения, затем на экране хором читают
«Какой был Гагарин?»:
смелый, отважный, трудолюбивый, целеустремлённый, сильный, спортивный, любознательный, настойчивый, уверенный, серьёзный, решительный, умный, здоровый, скромный, весёлый.
Рассматривание плаката «Улыбка Гагарина».
- Улыбка (какая?) (дети подбирают) красивая.
- Лицо (какое?) красивое, доброе.
- Глаза (какие?) весёлые.
Запомните это красивое лицо Гагарина.
Рассматривание большого портрета с наградами.
- Что это на груди у Гагарина?
- Ученик: Это награды. За полёт в космос Юрия Гагарина наградили Звездой Героя Советского Союза. Это высшая награда. (Показать на портрете.) Он имел много наград и из других стран.
Ученик. Юрия Гагарина знает весь мир. Его все любили. Он много ездил по разным городам и странам. Гагарина радостно встречали, все хотели посмотреть на первого космонавта. (Иллюстрации).
Вед. Ребята, после Гагарина летали в космос другие космонавты?
Просмотр видеофрагмента «Первый отряд космонавтов» (портреты).
Дети читают хором надписи на экране:
Гагарин Ю.А. – лётчик-космонавт №1.
Титов Г.С. – лётчик-космонавт №2.
Николаев А.Г. – лётчик-космонавт №3.
Попович П.Р. –лётчик- космонавт №4.
Быковский В.Ф. –лётчик-космонавт №5.
Терешкова В.В. – первая в мире женщина лётчик-космонавт №6.
- Космос покоряется и женщинам.
Вед. В космос летал и наш земляк, житель города Электростали лётчик-космонавт Зудов Вячеслав Дмитриевич (портрет на экране, прочитать надпись).
После Гагарина космонавты летали на других космических кораблях («Союз», «Восход»), много раз облетали вокруг Земли и больше времени были в космосе. (Зудов совершил 32 оборота вокруг Земли).
Физкультминутка.
Вот выходит на парад Руки за головы - вот
Наш космический отряд. Наклоняемся вперёд.
Руки в стороны, к плечам – Приседаем и встаём
Дружно мы покажем вам. И ничуть не устаём.
На пояс обе руки ставим И опять шагаем,
И наклоны выполняем. Руки поднимаем.
Ребята!
- Кто придумывает и создаёт космические корабли?
- Главный конструктор.
(Показываю портрет С.П.Королёва с Ю.А.Гагариным).
Дети читают: Королёв Сергей Павлович – учёный, Главный конструктор и создатель космических кораблей.
Ученик 1. За 52 года в космосе побывали многие русские космонавты и космонавты из других стран.
В космос запускают всё новые и новые космические корабли и космические станции. Космонавты живут и работают в космосе много месяцев.
2. И сегодня в космосе летает космическая станция «Мир», там работают космонавты разных стран – русские, американцы и другие. Они изучают космическое пространство, делают разные опыты, фотографируют нашу планету Земля, на которой мы живём.
3. Космос должен служить людям! Вся работа осуществляется во имя того, чтобы люди на земле жили лучше. (Рассматриваем снимки космических кораблей, станций, читаем надписи).
- Ребята, а другие планеты есть в Солнечной системе?
Ученица. – Да, всего 9 планет. (Рассказывает стихотворение).
Все планеты по порядку
Назовёт любой из нас.
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре - Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун,
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже потом
И девятая планета,
Под названием – Плутон.
Вед. А теперь отгадайте загадку .
Ученица. На голубом поле светит, сверкает, всех согревает
Что это? (Солнце).
Вед. –Все планеты вращаются вокруг Солнца.
Просмотр видеофрагмента: планеты Солнечной системы
(дети читают по порядку названия планет).
Вед. – Ребята, мы живём на планете Земля. На космическом корабле
«Восток» Гагарин облетел Землю и увидел из космоса, как прекрасна наша планета. Нашу планету надо беречь, не разрушать!
И космос должен быть мирным! (Дети рассказывают о своих рисунках).
Отгадывание кроссворда
(плакат с кроссвордом и вопросами).
Наука о космосе.
Место, где запускают корабли в космос.
Человек, побывавший в космосе.
Фамилия первого космонавта.
Имя первого космонавта.
Первый космический корабль.
Наша планета.
Загадка про ракету.
Весенний космический месяц.
Одежда космонавта.
(Дети говорят ответы, выходят к доске и заполняют клеточки).
- Как можно назвать кроссворд?
- «Космический» («День космонавтики»)
Далее дети могут задать вопросы:
- Летать в космос опасно?
- В космос летали животные? (Показать фрагмент – Белка и Стрелка.
- Русский человек летал на Луну?(- Нет. Показать луноход.)
- У Гагарина были дети? (Показать картинки - Гагарин со своими дочками – Леной и Галей.)
Заключение.
Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, наш классный час окончен.
- О чём мы сегодня говорили? (О первом полёте человека в космос, о космонавтике, о планетах Солнечной системы).
– А о ком мы говорили? (О первом космонавте Юрии Гагарине, о космонавтах первого отряда, о нашем земляке-космонавте Зудове).
- Вам понравился праздник?
- Что вы узнали нового, интересного?
- Как вы думаете, любой ли человек может стать космонавтом?
- С каким настроением вы заканчиваете праздник?
Ведущий: Ребята, изучение космоса продолжается. Может кто-то из вас станет космонавтом и полетит в космос. Но для этого надо с детства закалять свою волю, тренировать память, не бояться трудностей, не стесняться любой работы, много заниматься физкультурой, спортом, чтобы быть здоровым, крепким, сильным, выносливым. У каждого из вас есть мечта, и я желаю, чтобы она осуществилась.
- Ученик.
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся наши следы.
- Ребята, вы молодцы! Я поздравляю вас с получением новых знаний и открытий! Вы хорошо рассказывали о Гагарине, о космосе, слушали друг друга, были внимательны. (Похвалить отдельных учащихся).
Я вам предлагаю творческое домашнее задание: придумайте и нарисуйте эмблему на космическую тему.
А сейчас послушаем песню о Гагарине.
(Звучит запись песни А. Н. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был!»).
Анализ праздника воспитателем.
Итак, праздник прошёл. Все ли задачи удалось решить, что нового узнали дети, как обогатились их эмоции, все ли воспитательные возможности праздника использованы, как проявлялась активность детей, удалось ли создать эмоциональное настроение, было ли интересно детям? Как была использована педагогическая технология сотрудничества между воспитателем и детьми, ИКТ, как применялся индивидуальный подход, игровые методы, как музыкальное сопровождение влилось в канву праздника.
Такой анализ проведённого мероприятия поможет воспитателю в его дальнейшей работе с детьми.
Таким образом, каждый праздник, тематический классный час – это большая творческая работа: удачно выбранная тема, вдумчивая, разносторонняя подготовка воспитателя, коллектива детей, разработка сценария и его претворение в жизнь, беседа – подведение итогов работы. Разумеется, вся эта работа требует затраты сил, но зато и окупается сторицей. «Школьный праздник, проводимый в школе, есть часть жизни. Посредством праздника жизнь внедряется в школу, получает в ней свой отголосок».
Слушатель курсов по программе
«Образование и общество.
Актуальные проблемы
психологии и педагогики»
Воспитатель ГПД МОУ
«Гимназия № 9" г. Электросталь
Лапшина Ирина Валентиновна.
Руководитель: доцент, к.пед. наук
Дружинина Н. Н.
План.
1. Вступление.
- Тематические классные часы, праздники – одна из форм воспитательной работы с детьми.
- Цели и задачи классного часа на тему «День космонавтики» в начальной школе.
2. Главная часть.
- Эмоциональный настрой детей.
- Словесная разминка.
- Почему 12 апреля отмечают День космонавтики?
- Рассматривание иллюстраций, видеофрагментов о старте
космического корабля «Восток» с Ю.Гагариным.
- Рассказы детей о детстве Ю.Гагарина, о его учёбе, о мечте,
о семье.
- Подбор слов-определений «Какой был Гагарин?»
- Рассматривание плаката «Улыбка Гагарина».
- Просмотр видеофрагментов «Первый отряд космонавтов».
- Физкультминутка.
- О главном Конструкторе – Королёве С.П.
- О космической станции «Мир», о работе космонавтов в космосе.
- Планеты Солнечной системы.
- Отгадывание кроссворда «День космонавтики».
3. Заключение.
- Итог занятия. Рефлексия.
- Песня А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова
«Знаете, каким он парнем был!».
- Анализ проведённого мероприятия.
Вступление.
Тематические классные часы, школьные праздники – одна из форм воспитательной работы с детьми. «Праздник есть художественная организация общественной жизни, в которой всё концентрированно, всё сжато, всё приобрело эффективную волнующую форму». (А.В.Луначарский).
Праздники играют важную роль в воспитании детей. Каждый праздник ценен его глубоким содержанием, идейно-нравственной направленностью. Правильно подготовленный и проведённый праздник обладает большими возможностями формирования коллектива, воспитания у каждого его участника активного отношения к окружающей действительности, развития индивидуальных способностей детей.
Тематические классные часы, праздники, утренники – лишь часть многогранной работы с детьми, и учитель, воспитатель, планируя их проведение, должны умело включать их в систему воспитательного процесса в начальных классах. Относиться к этой форме работы надо творчески, с учётом интересов и возрастных особенностей ребят организовывать их на совместную коллективную деятельность, развивая смекалку, инициативу. Проводить эти воспитательные мероприятия так, чтобы они сообщали детям что-то новое. Каждое проведённое воспитательское мероприятие – это результат большого труда.
При составлении плана работы каждый воспитатель заранее планирует проведение утренников, праздников, классных часов, викторин.
Работа по подготовке и проведению праздников делится на ряд этапов.
Первый этап – выбор темы праздника. Он определяется всей системой работы, возрастными и специфическими особенностями данного коллектива, уровнем его воспитанности, подготовленностью детей к выполнению заданий, возможностью разумного сочетания тем и тем, рождённых сегодняшним днём общественной и политической жизни страны. Выбор темы сопровождается определением цели праздника.
Следующий этап – организация подготовительной работы к празднику.
Беседа-старт должна заинтересовать ребят предстоящей работой, включить их в практическую деятельность. Организовать подбор и рассматривание иллюстраций, чтение и обсуждение статей, рассказов, стихов. Особенного внимания воспитателя, знания
психологических особенностей требуют индивидуальные задания. Такие задания должны не возвеличивать уже признанных лидеров, а помочь обрести уверенность, завоевать уважение тем детям, которым трудно даётся учёба и кто в коллективе чувствует себя неуверенно. Индивидуальные задания используются и для вовлечения в работу трудных, неконтактных детей.
Коллективная деятельность по подготовке к празднику способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми. Дети видят, что коллективные усилия приносят большие плоды, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех, ждут результатов труда.
Важная и трудоёмкая часть подготовки к празднику – разработка сценария. В сценарии в строгой последовательности излагается то, что будет происходить на празднике: фрагменты, раскрывающие тему, авторские переходы от одной части праздника к другой, приёмы активизации участников (конкурсы, игры, загадки, проблемные ситуации и т.д.), оформление и оборудование праздника. Определить использование педагогических технологий, продумать применение технических средств.
В сценарии важно не только дать материал, соответствующий теме, но и ярко подчеркнуть идею праздника. Тема и идея праздника – это не одно то же. Тема обычно известна детям либо задолго до праздника, либо в самом его начале, а идея – это тот вывод, к которому должны прийти участники праздника. Например, тема праздника – «Человек трудом велик», а идея – «Чтобы трудиться, надобно учиться».
К празднику тщательно подбирается литературно-художественный материал и разрабатывается композиция (ход, последовательность).
В сценарии должны быть чёткое начало, основная часть и финал. Завязка праздника – важное условие его успеха. Это может быть мажорная песня, поэтическая заставка, появление какого-то персонажа. Прекрасным организующим началом является музыка.
В подготовке и проведении праздника нет мелочей. И от второстепенных на первый взгляд факторов – оборудования и оформления – во многом зависят успех или неудача дела. На время проведения праздника надо постараться оформить класс, доску согласно теме. Это могут быть стенды, портреты, плакаты, разный иллюстративный материал, рисунки, поделки, макеты, цветы, шары.
У ребят могут быть костюмы, разные атрибуты, эмблемы. Если возможно, привлечь родителей к подготовке праздника и пригласить их в качестве гостей на праздник.
Как видим, подготовка к празднику, к тематическому классному часу – большая и серьёзная работа ответственного за праздник и детей класса. От качества её зависит ход праздника, его эмоциональное воздействие на детей.
После праздника надо дать детям возможность обменяться мнениями, высказать, передать свои чувства. Такие обсуждения проводятся после каждого праздника. Если праздник прошёл удачно, дети высказываются с особым желанием, отстаивают свою точку зрения. Вопросы, предлагаемые воспитателем для обсуждения, зависят от темы и хода праздника.
Вот некоторые из них:
- Хотелось бы вам побывать ещё раз на таком празднике?
- Что вам больше всего понравилось на празднике, а что не понравилось? Почему?
- Кто из ребят хорошо выступал (рассказывал)?
- Что вы узнали нового, интересного?
- Какие вопросы вы бы хотели задать по теме праздника?
- Какими своими интересными фактами вы бы смогли поделиться с ребятами?
Можно предложить ребятам домашнее творческое задание: придумать и нарисовать эмблему праздника. Затем жюри класса отбирает лучшие. Как это сделать торжественней, подскажет фантазия организатора праздника.
Классный час на тему «День космонавтики»
(для учащихся начальной школы).
Цели и задачи:
знать знаменательную дату – День космонавтики;
формирование элементарного представления об освоении космического пространства человеком; расширение кругозора детей;
познакомить с жизнью Ю.А. Гагарина, дать сведения о первом в мире лётчике-космонавте, о его полёте на космическом корабле «Восток», о первом отряде космонавтов;
расширение и обогащение словаря по теме, развитие воображения и эмоций, логического мышления, устной связной речи; поддерживать стремление участвовать в диалоге;
формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры; способствовать развитию любознательности, рождению мечты;
воспитание чувства гордости за российских космонавтов, за свою Родину.
Оборудование: портреты Ю.А.Гагарина, космонавтов из первого отряда, В.В.Терешковой; иллюстрации по теме, модель ракеты, глобус, плакат «Улыбка Гагарина», запись
песен О. Фельцмана на стихи В. Войновича «Четырнадцать минут до старта» и А.Н.Пахмутовой на слова
Н.Добронравова «Знаете, каким он парнем был!».
Предварительная работа: подборка и рассматривание иллюстраций, вырезок из газет, журналов на космическую тему, чтение отрывков из биографии Ю.А. Гагарина,
разучивание стихотворений, подготовка презентации (видеофрагментов) по теме, рисунков.
Главная часть.
Звучит песня «Четырнадцать минут до старта».
(Музыка О. Фельцмана).
Ведущая. - Добрый день! Ребята, кому посвящена эта песня? (Космонавтам).
- Какую знаменательную дату отмечает наша страна в апреле?
(12 апреля – День космонавтики).
Сегодня наш классный час посвящается этому празднику.
- Мне приятно видеть ваши добрые и внимательные глаза. Сегодня нам предстоит интересный разговор. Я желаю нам всем хорошего настроения и удачи. Давайте подарим друг другу улыбки и поговорим об этом замечательном празднике.
Словесная разминка.
- Какие слова вы знаете на тему «День космонавтики»?
Дети называют:
небо, звёзды, Солнце, ракета, космос, Луна, космонавт, полёт, спутник, космический корабль, Гагарин, планета Земля, парашют, скафандр, космодром и другие.....
- Ребята, почему именно 12 апреля отмечают «День космонавтики»?
Ученик. В весенний день 12 апреля 1961 года впервые в мире совершил полёт в космос советский лётчик Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор 12 апреля отмечают праздник «День космонавтики».
(Рассматривают плакат с портретом Ю.А.Гагарина и читают текст.)
Ведущий. Это было 52 года тому назад. На космическом корабле «Восток» Юрий Гагарин облетел вокруг Земли один раз за 108 минут и вернулся на Землю.
108 минут. – Сколько это часов и минут?
1час 48 минут был Гагарин в полёте.
(Рассматривают глобус– модель земного шара– показывают 1 оборот)
- Ребята, Гагарин первый увидел из космоса, что Земля круглая, имеет форму шара.
Кто же такой Ю.Гагарин? Какое было детство у Юры? Расскажите.
Ученица. Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в Смоленской области, в деревне Клушино, недалеко от города Гжатска. Теперь город Гжатск называется Гагарин.
Юра любил с мальчишками играть в футбол, лазил по деревьям, ловил рыбу.
Ученица. Юре было 7 лет, когда началась война. В деревню вошли фашисты. Они жгли дома, убивали людей. Было страшно. Юра ненавидел фашистов.
Ученик. Вот настал день освобождения. Пришли советские солдаты и прогнали фашистов. Юра пошёл в первый класс. Учиться было трудно: было мало книг, не было тетрадей, писали на старых газетах. В школе было холодно. Дети были голодные.
Вед. Как учился Юра?
Ученица. Юра учился хорошо, получал пятёрки. Он любил много читать. Юра не говорил слов «не буду», «не хочу». Он был старательный и трудолюбивый.
Вед. Какая семья была у Юры?
Ученица. Семья Гагариных была простая, деревенская. Не было богатых родителей. Мама и папа работали. У Юры было два брата и одна сестра. Юра хотел помогать взрослым и рано пошёл работать на завод.
Вед. Какая мечта была у Юры?
Ученица. Юра мечтал быть лётчиком, хотел летать на самолётах. Он начал ходить в аэроклуб, занимался спортом, много тренировался, прыгал с парашютом, потом научился летать на разных самолётах.
Ведущий. Ребята, Юрий Гагарин, простой деревенский мальчик, в детстве мечтал быть лётчиком и стал отважным лётчиком высшего класса, а потом полетел в космос, совершил беспримерный подвиг и стал первым в мире космонавтом. Ему было 27лет.
- Подумайте, подберите слова, какой был Гагарин?
Дети подбирают слова-определения, затем на экране хором читают
«Какой был Гагарин?»:
смелый, отважный, трудолюбивый, целеустремлённый, сильный, спортивный, любознательный, настойчивый, уверенный, серьёзный, решительный, умный, здоровый, скромный, весёлый.
Рассматривание плаката «Улыбка Гагарина».
- Улыбка (какая?) (дети подбирают) красивая.
- Лицо (какое?) красивое, доброе.
- Глаза (какие?) весёлые.
Запомните это красивое лицо Гагарина.
Рассматривание большого портрета с наградами.
- Что это на груди у Гагарина?
- Ученик: Это награды. За полёт в космос Юрия Гагарина наградили Звездой Героя Советского Союза. Это высшая награда. (Показать на портрете.) Он имел много наград и из других стран.
Ученик. Юрия Гагарина знает весь мир. Его все любили. Он много ездил по разным городам и странам. Гагарина радостно встречали, все хотели посмотреть на первого космонавта. (Иллюстрации).
Вед. Ребята, после Гагарина летали в космос другие космонавты?
Просмотр видеофрагмента «Первый отряд космонавтов» (портреты).
Дети читают хором надписи на экране:
Гагарин Ю.А. – лётчик-космонавт №1.
Титов Г.С. – лётчик-космонавт №2.
Николаев А.Г. – лётчик-космонавт №3.
Попович П.Р. –лётчик- космонавт №4.
Быковский В.Ф. –лётчик-космонавт №5.
Терешкова В.В. – первая в мире женщина лётчик-космонавт №6.
- Космос покоряется и женщинам.
Вед. В космос летал и наш земляк, житель города Электростали лётчик-космонавт Зудов Вячеслав Дмитриевич (портрет на экране, прочитать надпись).
После Гагарина космонавты летали на других космических кораблях («Союз», «Восход»), много раз облетали вокруг Земли и больше времени были в космосе. (Зудов совершил 32 оборота вокруг Земли).
Физкультминутка.
Вот выходит на парад Руки за головы - вот
Наш космический отряд. Наклоняемся вперёд.
Руки в стороны, к плечам – Приседаем и встаём
Дружно мы покажем вам. И ничуть не устаём.
На пояс обе руки ставим И опять шагаем,
И наклоны выполняем. Руки поднимаем.
Ребята!
- Кто придумывает и создаёт космические корабли?
- Главный конструктор.
(Показываю портрет С.П.Королёва с Ю.А.Гагариным).
Дети читают: Королёв Сергей Павлович – учёный, Главный конструктор и создатель космических кораблей.
Ученик 1. За 52 года в космосе побывали многие русские космонавты и космонавты из других стран.
В космос запускают всё новые и новые космические корабли и космические станции. Космонавты живут и работают в космосе много месяцев.
2. И сегодня в космосе летает космическая станция «Мир», там работают космонавты разных стран – русские, американцы и другие. Они изучают космическое пространство, делают разные опыты, фотографируют нашу планету Земля, на которой мы живём.
3. Космос должен служить людям! Вся работа осуществляется во имя того, чтобы люди на земле жили лучше. (Рассматриваем снимки космических кораблей, станций, читаем надписи).
- Ребята, а другие планеты есть в Солнечной системе?
Ученица. – Да, всего 9 планет. (Рассказывает стихотворение).
Все планеты по порядку
Назовёт любой из нас.
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре - Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун,
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже потом
И девятая планета,
Под названием – Плутон.
Вед. А теперь отгадайте загадку .
Ученица. На голубом поле светит, сверкает, всех согревает
Что это? (Солнце).
Вед. –Все планеты вращаются вокруг Солнца.
Просмотр видеофрагмента: планеты Солнечной системы
(дети читают по порядку названия планет).
Вед. – Ребята, мы живём на планете Земля. На космическом корабле
«Восток» Гагарин облетел Землю и увидел из космоса, как прекрасна наша планета. Нашу планету надо беречь, не разрушать!
И космос должен быть мирным! (Дети рассказывают о своих рисунках).
Отгадывание кроссворда
(плакат с кроссвордом и вопросами).
Наука о космосе.
Место, где запускают корабли в космос.
Человек, побывавший в космосе.
Фамилия первого космонавта.
Имя первого космонавта.
Первый космический корабль.
Наша планета.
Загадка про ракету.
Весенний космический месяц.
Одежда космонавта.
(Дети говорят ответы, выходят к доске и заполняют клеточки).
- Как можно назвать кроссворд?
- «Космический» («День космонавтики»)
Далее дети могут задать вопросы:
- Летать в космос опасно?
- В космос летали животные? (Показать фрагмент – Белка и Стрелка.
- Русский человек летал на Луну?(- Нет. Показать луноход.)
- У Гагарина были дети? (Показать картинки - Гагарин со своими дочками – Леной и Галей.)
Заключение.
Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, наш классный час окончен.
- О чём мы сегодня говорили? (О первом полёте человека в космос, о космонавтике, о планетах Солнечной системы).
– А о ком мы говорили? (О первом космонавте Юрии Гагарине, о космонавтах первого отряда, о нашем земляке-космонавте Зудове).
- Вам понравился праздник?
- Что вы узнали нового, интересного?
- Как вы думаете, любой ли человек может стать космонавтом?
- С каким настроением вы заканчиваете праздник?
Ведущий: Ребята, изучение космоса продолжается. Может кто-то из вас станет космонавтом и полетит в космос. Но для этого надо с детства закалять свою волю, тренировать память, не бояться трудностей, не стесняться любой работы, много заниматься физкультурой, спортом, чтобы быть здоровым, крепким, сильным, выносливым. У каждого из вас есть мечта, и я желаю, чтобы она осуществилась.
- Ученик.
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся наши следы.
- Ребята, вы молодцы! Я поздравляю вас с получением новых знаний и открытий! Вы хорошо рассказывали о Гагарине, о космосе, слушали друг друга, были внимательны. (Похвалить отдельных учащихся).
Я вам предлагаю творческое домашнее задание: придумайте и нарисуйте эмблему на космическую тему.
А сейчас послушаем песню о Гагарине.
(Звучит запись песни А. Н. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был!»).
Анализ праздника воспитателем.
Итак, праздник прошёл. Все ли задачи удалось решить, что нового узнали дети, как обогатились их эмоции, все ли воспитательные возможности праздника использованы, как проявлялась активность детей, удалось ли создать эмоциональное настроение, было ли интересно детям? Как была использована педагогическая технология сотрудничества между воспитателем и детьми, ИКТ, как применялся индивидуальный подход, игровые методы, как музыкальное сопровождение влилось в канву праздника.
Такой анализ проведённого мероприятия поможет воспитателю в его дальнейшей работе с детьми.
Таким образом, каждый праздник, тематический классный час – это большая творческая работа: удачно выбранная тема, вдумчивая, разносторонняя подготовка воспитателя, коллектива детей, разработка сценария и его претворение в жизнь, беседа – подведение итогов работы. Разумеется, вся эта работа требует затраты сил, но зато и окупается сторицей. «Школьный праздник, проводимый в школе, есть часть жизни. Посредством праздника жизнь внедряется в школу, получает в ней свой отголосок».
Просмотров: 944 / Дата: 28.11.2024
Комментариев 0