Занятие по чтению на тему день космонавтики
Воспитатель: Ребята, вы знаете планеты солнечной системы?
Дети: Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Венера, Марс, Юпитер, Меркурий, Земля.
Воспитатель: На какой планете мы живем?
Дети: Мы живем на планете Земля.
Воспитатель: Верно. Наша планета имеет форму шара. Люди издавна смотрели ночью на звездное небо, и их притягивала эта неизвестность. Они замечали, что если мысленно соединить линиями отдельные звезды, то получатся целые созвездия. Посмотрите на фотографию звездного неба, и вы увидите эти созвездия - например, созвездие большой медведицы, весов, созвездие ковша и другие. Постепенно шли годы, и человек построил самолеты, стал летать на них на далекие расстояния. Но звездное небо продолжало приковывать внимание ученых. Ученые хотели выяснить, есть ли жизнь на других планетах. А для этого нужно сконструировать космический корабль. На самолете в космос не долетишь. Почему?
Дети: Нужно лететь очень высоко.
Воспитатель: Верно. Самолет в космосе не может летать, потому что там нет воздуха. Самолет взлетает и летит, как бы опираясь крыльями на воздух, как это делают птицы. На воздушном шаре тоже не полетишь в космос, так как воздушный шар может «плавать» в воздушном океане. А воздух, который окутывает нашу планету толстым слоем можно сравнить с океаном. Мы с вами живем на дне океана, на земле. И прежде чем попасть в космос, необходимо пересечь весь воздушный океан, подняться наверх, где он кончается. Но в пустоте шар передвигаться не может: его немедленно разорвут газы, которые его наполняют. А вот для ракеты пустота – родная стихия. Она летит быстрее, чем в воздухе, её двигатель в космическом пространстве работает еще лучше, потому что там ему не мешает воздух. Теперь вы уже знаете, что в космос летают на космическом корабле, а корабль уносит в космос ракета.
В нашей стране впервые изобрел космический корабль Сергей Павлович Королев. Сначала отправляли в космос собак (воспитатель показывает фотографии этих животных). Собаки благополучно вернулись на землю. После этого стали готовить людей к полету в космос. Они долгое время тренировались на тренажерах, барокамерах (рассматривают иллюстрации). За состоянием здоровья наблюдали врачи. Готовили к полету в космос сразу несколько человек. Но кто же первым полетел в космос?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Верно. Двенадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года первый в мире летчик - космонавт Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос на корабле «Восток». Какими качествами должен обладать космонавт?
Дети: Смелый, решительный, отважный, любознательный.
Воспитатель: Правильно, ребята, не каждый человек сможет решиться на такой отважный поступок (воспитатель предлагает детям рассмотреть портрет Юрия Гагарина). Обратите внимание на костюм космонавта, он называется скафандр. Космонавты поднимаются на лифте в космический корабль, ложатся и пристегиваются ремнями. Начинается проверка скафандра: хорошо ли застегнуты замочки и пряжки, плотно ли прилегают к рукам перчатки, удобно ли сидит на голове шлем? Как работает радио? Как вы думаете, зачем нужны такие меры предосторожности?
Дети: Чтобы в космосе не случилось беды.
Воспитатель: Совершенно верно. Ведь корабль надежен, входной люк плотно закрыт. Разве нельзя находиться там в обычной одежде? Нельзя. А если вдруг корабль столкнется с метеоритом и получится небольшая пробоина. Случится большая беда. Весь воздух улетучится из корабля через эту щелку в космическое пространство – и людям нечем будет дышать. Но если космонавты одеты в специальные скафандры, никакого несчастья не произойдет: в скафандрах есть запас воздуха. Скафандры имеют много функций: если космонавту холодно, он нажимает кнопку на скафандре – и включается подогрев. Стало жарко? Нажимает другую кнопочку. Можно проветрить скафандр не снимая его (рассматривают фотографию скафандра космонавта) .
Космонавтам приходится выходить в открытый космос: провести важные эксперименты, сделать ремонт корабля. В космосе одновременно и жарко, и холодно. Одно спасение – скафандр. В нем не жарко и не холодно, температура, как в комнате: всегда примерно одинаковая. Вот такая одежда у космонавтов! И правильнее будет называть скафандр космонавта не одеждой, а отдельной кабиной, которая сшита по росту космонавта.
Физминутка: Воспитатель предлагает детям подбросить вверх небольшие резиновые шарики. Что с ними происходит?
Дети: Они падают на землю.
Воспитатель: А может быть они тяжелые, и поэтому падают на землю? Давайте подбросим вверх бумажный самолетик, что с ним произойдет?
Дети: Он тоже падает вниз.
Воспитатель: Правильно, ребята, это еще раз доказывает нам - Земля всё притягивает к себе, делает тяжёлыми всё, что есть на Земле. Как бы высоко мы не бросили камень – он обязательно упадет на Землю. Давайте с вами сейчас подпрыгнем вверх, мы опять возвращаемся на свое место. А вот в космосе падать некуда, там нет верха и низа, поэтому в космическом корабле можно ходить по стенам, висеть вверх тормашками, спать на потолке. Всё это возможно, потому что в корабле – невесомость, и всё как бы плавает. Поэтому космонавты кушают суп, кашу в космосе из специальных тюбиков.
Воспитатель: В космос летали не только мужчины, но и женщины. Посмотрите на портреты отважных женщин – космонавтов. Это Валентина Терешкова, Светлана Савицкая (рассматривают портреты).
Воспитатель: Мы с вами много говорили о космосе, а теперь предлагаю вам нарисовать свою ракету, на которой вы полетите в космос. (Дети рисуют ракеты) .
Воспитатель: Молодцы, ребята, пройдут годы, и может быть, кто-то из вас тоже полетит в космос. Но не забывайте о первом в мире космонавте. Им гордится наша страна. Кто это?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин. Воспитатель: А теперь предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Космонавты». (Дети проговаривают слова) :
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим –
На такую полетим.
Но в игре один секрет –
Опоздавшим - места нет!
(На полу лежат обручи. По сигналу воспитателя дети должны по два человека занять место в обруче – ракете. Постепенно один обруч убирается).
Дети: Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Венера, Марс, Юпитер, Меркурий, Земля.
Воспитатель: На какой планете мы живем?
Дети: Мы живем на планете Земля.
Воспитатель: Верно. Наша планета имеет форму шара. Люди издавна смотрели ночью на звездное небо, и их притягивала эта неизвестность. Они замечали, что если мысленно соединить линиями отдельные звезды, то получатся целые созвездия. Посмотрите на фотографию звездного неба, и вы увидите эти созвездия - например, созвездие большой медведицы, весов, созвездие ковша и другие. Постепенно шли годы, и человек построил самолеты, стал летать на них на далекие расстояния. Но звездное небо продолжало приковывать внимание ученых. Ученые хотели выяснить, есть ли жизнь на других планетах. А для этого нужно сконструировать космический корабль. На самолете в космос не долетишь. Почему?
Дети: Нужно лететь очень высоко.
Воспитатель: Верно. Самолет в космосе не может летать, потому что там нет воздуха. Самолет взлетает и летит, как бы опираясь крыльями на воздух, как это делают птицы. На воздушном шаре тоже не полетишь в космос, так как воздушный шар может «плавать» в воздушном океане. А воздух, который окутывает нашу планету толстым слоем можно сравнить с океаном. Мы с вами живем на дне океана, на земле. И прежде чем попасть в космос, необходимо пересечь весь воздушный океан, подняться наверх, где он кончается. Но в пустоте шар передвигаться не может: его немедленно разорвут газы, которые его наполняют. А вот для ракеты пустота – родная стихия. Она летит быстрее, чем в воздухе, её двигатель в космическом пространстве работает еще лучше, потому что там ему не мешает воздух. Теперь вы уже знаете, что в космос летают на космическом корабле, а корабль уносит в космос ракета.
В нашей стране впервые изобрел космический корабль Сергей Павлович Королев. Сначала отправляли в космос собак (воспитатель показывает фотографии этих животных). Собаки благополучно вернулись на землю. После этого стали готовить людей к полету в космос. Они долгое время тренировались на тренажерах, барокамерах (рассматривают иллюстрации). За состоянием здоровья наблюдали врачи. Готовили к полету в космос сразу несколько человек. Но кто же первым полетел в космос?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Верно. Двенадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года первый в мире летчик - космонавт Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос на корабле «Восток». Какими качествами должен обладать космонавт?
Дети: Смелый, решительный, отважный, любознательный.
Воспитатель: Правильно, ребята, не каждый человек сможет решиться на такой отважный поступок (воспитатель предлагает детям рассмотреть портрет Юрия Гагарина). Обратите внимание на костюм космонавта, он называется скафандр. Космонавты поднимаются на лифте в космический корабль, ложатся и пристегиваются ремнями. Начинается проверка скафандра: хорошо ли застегнуты замочки и пряжки, плотно ли прилегают к рукам перчатки, удобно ли сидит на голове шлем? Как работает радио? Как вы думаете, зачем нужны такие меры предосторожности?
Дети: Чтобы в космосе не случилось беды.
Воспитатель: Совершенно верно. Ведь корабль надежен, входной люк плотно закрыт. Разве нельзя находиться там в обычной одежде? Нельзя. А если вдруг корабль столкнется с метеоритом и получится небольшая пробоина. Случится большая беда. Весь воздух улетучится из корабля через эту щелку в космическое пространство – и людям нечем будет дышать. Но если космонавты одеты в специальные скафандры, никакого несчастья не произойдет: в скафандрах есть запас воздуха. Скафандры имеют много функций: если космонавту холодно, он нажимает кнопку на скафандре – и включается подогрев. Стало жарко? Нажимает другую кнопочку. Можно проветрить скафандр не снимая его (рассматривают фотографию скафандра космонавта) .
Космонавтам приходится выходить в открытый космос: провести важные эксперименты, сделать ремонт корабля. В космосе одновременно и жарко, и холодно. Одно спасение – скафандр. В нем не жарко и не холодно, температура, как в комнате: всегда примерно одинаковая. Вот такая одежда у космонавтов! И правильнее будет называть скафандр космонавта не одеждой, а отдельной кабиной, которая сшита по росту космонавта.
Физминутка: Воспитатель предлагает детям подбросить вверх небольшие резиновые шарики. Что с ними происходит?
Дети: Они падают на землю.
Воспитатель: А может быть они тяжелые, и поэтому падают на землю? Давайте подбросим вверх бумажный самолетик, что с ним произойдет?
Дети: Он тоже падает вниз.
Воспитатель: Правильно, ребята, это еще раз доказывает нам - Земля всё притягивает к себе, делает тяжёлыми всё, что есть на Земле. Как бы высоко мы не бросили камень – он обязательно упадет на Землю. Давайте с вами сейчас подпрыгнем вверх, мы опять возвращаемся на свое место. А вот в космосе падать некуда, там нет верха и низа, поэтому в космическом корабле можно ходить по стенам, висеть вверх тормашками, спать на потолке. Всё это возможно, потому что в корабле – невесомость, и всё как бы плавает. Поэтому космонавты кушают суп, кашу в космосе из специальных тюбиков.
Воспитатель: В космос летали не только мужчины, но и женщины. Посмотрите на портреты отважных женщин – космонавтов. Это Валентина Терешкова, Светлана Савицкая (рассматривают портреты).
Воспитатель: Мы с вами много говорили о космосе, а теперь предлагаю вам нарисовать свою ракету, на которой вы полетите в космос. (Дети рисуют ракеты) .
Воспитатель: Молодцы, ребята, пройдут годы, и может быть, кто-то из вас тоже полетит в космос. Но не забывайте о первом в мире космонавте. Им гордится наша страна. Кто это?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин. Воспитатель: А теперь предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Космонавты». (Дети проговаривают слова) :
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим –
На такую полетим.
Но в игре один секрет –
Опоздавшим - места нет!
(На полу лежат обручи. По сигналу воспитателя дети должны по два человека занять место в обруче – ракете. Постепенно один обруч убирается).
Просмотров: 222 / Дата: 28.11.2024
Комментариев 0